Законодатель культа красоты
-
- Балабол!
- Сообщения: 819
- Зарегистрирован: 06 фев 2012, 07:56
- Контактная информация:
Законодатель культа красоты
Законодатель культа красоты
Как Сергей Параджанов, армянин по происхождению, смог стать создателем украинского поэтического кино?
...Очевидно, для формирования художника имеет значение не только врожденный Божий дар (а он у Параджанова, по свидетельству тех, кто его лично знал, был на уровне гениальности), поэтическая натура, да и среда, в которой выкристаллизовываются сущностные представления о мире и отношениях человека с этим миром. Для армянина Параджанова им стала украинская среда, да еще и в эпоху нонконформизма, когда короткая «хрущевская оттепель» отступила под натиском монолитной тоталитарной системы, заставив украинских шестидесятников и всех, кто разделял их взгляды, мобилизироваться для длительного сопротивления. Параджанова можно назвать культовым не только благодаря тому, что в 1960 — 1970-х, да и далее, в 1970 — 1990-х он был магнетически притягательным для тех, кто задыхался в тисках запрещений и серости соцреализма и способен был оценить независимость мысли и полет художественной фантазии, ограненной благородным ощущением национальной самобытности. Да и потому, что он сам был законодателем культа — культа красоты, культа справедливости, культа импровизации. Первое (культ красивых вещей, природы, красивых людей, красивых отношений и жестов, культ красивых поступков, творения гармонии), очевидно, — от художественной натуры. Второе и третье — тоже, но не в меньшей мере и как реакция на удушающую советскую атмосферу. Справедливость — это ответ честного человека на несправедливость мира, какого бы происхождения она ни была (а в тех условиях — это составляющая нонконформизма в первую очередь). Но и импровизация, игра (Р. Корогодский называл его и драматургом, и актером, и музыкантом, и певцом, и художником широкого профиля, и дирижером, и балетмейстером, и психологом, и философом, и этнографом, и фольклористом, и знаменитым коллекционером, и ювелиром, и знатоком народного искусства одновременно) — это попытка доступными художественными методами разрушить железобетон того, что укладывалось в партийные директивы.
Так же культовым был для украинского шестидесятничества фильм «Тени забытых предков», признанный шедевром мирового кино.
И не только по своему художественно-образному, эстетическому уровню, но и по силе влияния на сознание украинского человека, усиленного, конечно же, протестной акцией 1965 г. на его премьере в кинотеатре «Україна», когда И. Дзюба сообщил об арестах украинской интеллигенции, а В. Чорновил призвал: «Кто против тирании, встаньте!» (эта акция, собственно говоря, и разделила шестидесятников на «тихих» протестантов и диссидентов).
http://www.day.kiev.ua/233496
Как Сергей Параджанов, армянин по происхождению, смог стать создателем украинского поэтического кино?
...Очевидно, для формирования художника имеет значение не только врожденный Божий дар (а он у Параджанова, по свидетельству тех, кто его лично знал, был на уровне гениальности), поэтическая натура, да и среда, в которой выкристаллизовываются сущностные представления о мире и отношениях человека с этим миром. Для армянина Параджанова им стала украинская среда, да еще и в эпоху нонконформизма, когда короткая «хрущевская оттепель» отступила под натиском монолитной тоталитарной системы, заставив украинских шестидесятников и всех, кто разделял их взгляды, мобилизироваться для длительного сопротивления. Параджанова можно назвать культовым не только благодаря тому, что в 1960 — 1970-х, да и далее, в 1970 — 1990-х он был магнетически притягательным для тех, кто задыхался в тисках запрещений и серости соцреализма и способен был оценить независимость мысли и полет художественной фантазии, ограненной благородным ощущением национальной самобытности. Да и потому, что он сам был законодателем культа — культа красоты, культа справедливости, культа импровизации. Первое (культ красивых вещей, природы, красивых людей, красивых отношений и жестов, культ красивых поступков, творения гармонии), очевидно, — от художественной натуры. Второе и третье — тоже, но не в меньшей мере и как реакция на удушающую советскую атмосферу. Справедливость — это ответ честного человека на несправедливость мира, какого бы происхождения она ни была (а в тех условиях — это составляющая нонконформизма в первую очередь). Но и импровизация, игра (Р. Корогодский называл его и драматургом, и актером, и музыкантом, и певцом, и художником широкого профиля, и дирижером, и балетмейстером, и психологом, и философом, и этнографом, и фольклористом, и знаменитым коллекционером, и ювелиром, и знатоком народного искусства одновременно) — это попытка доступными художественными методами разрушить железобетон того, что укладывалось в партийные директивы.
Так же культовым был для украинского шестидесятничества фильм «Тени забытых предков», признанный шедевром мирового кино.
И не только по своему художественно-образному, эстетическому уровню, но и по силе влияния на сознание украинского человека, усиленного, конечно же, протестной акцией 1965 г. на его премьере в кинотеатре «Україна», когда И. Дзюба сообщил об арестах украинской интеллигенции, а В. Чорновил призвал: «Кто против тирании, встаньте!» (эта акция, собственно говоря, и разделила шестидесятников на «тихих» протестантов и диссидентов).
http://www.day.kiev.ua/233496
Вернуться в «Новости в Украине и в мире»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 15 гостей