20 лет Независимости: что Донецкая область приобрела, а что потеряла
20 лет Независимости: что Донецкая область приобрела, а что потеряла
Сейчас Донецк с бульваром Пушкина после реконструкции (с цветами, статуями и фонтанами) и множеством других красивейших мест - просто загляденье!..
Донецк. Здесь будет Евро-2012. Этим всё сказано!
В отличие от большинства городов региона, Донецк за 20 лет независимости больше приобрел, чем потерял. Главный аргумент того, что областной центр динамично развивается, - то, что именно он примет в будущем году матчи чемпионата Европы по футболу. Претендовать на подобное в 1991-м было невозможно.
Доход приносят сталь, холодильники, конфеты
В том, что столица края развивается небывалыми темпами, большая заслуга мэра-строителя. Александр Лукьянченко, за плечами которого строительный техникум, работа на заводе «Стройдеталь», главным инженером «Донецкжилстроя», «руление» вопросами строительства и экономики в горисполкоме, куда пришел в ноябре 1992-го, за без малого десять лет руководства Донецком превратил его если не в город-сад, то в город-чудо - однозначно. Теперь это гигант не только промышленный, но и - культурный, спортивный. Привыкший побеждать всегда и во всём.
Александр Лукьянченко: «Ну, за светлое будущее!»
А ведь экономические удары были ощутимые! Раньше значительный вклад в экономику города вносила угольная промышленность, однако почти в три раза сократилась добыча «черного золота», закрыты десять шахт, еще четыре готовятся к ликвидации. Из крупных и перспективных предприятий отрасли остались: ПАО «Шахта им. Засядько», ПАО «Шахтоуправление «Донбасс» и ОП «Шахта им. Скочинского».
Прекратило деятельность ОАО «Точмаш», которое являлось лидером оборонной промышленности страны. Сдало машиностроение (почти в 1,5 раза уменьшилось количество действующих предприятий, а удельный вес отрасли упал с 22% до 8%).
Но нашлись «двигатели прогресса».
- Более динамично, чем двадцать лет назад, работает металлургия, дающая свыше трети поступлений в городскую казну, - отмечает Александр Алексеевич. - И это притом, что проходит масштабная модернизация: «Донецксталь-металлургический завод» меняет мартеновский способ производства на электросталеплавильный, что позволит значительно улучшить экологическую обстановку в городе.
По словам мэра, настоящий прорыв совершили предприятия группы «Норд». Самостоятельно, без государственных вливаний, там сумели осовременить производство, обеспечив выпуск продукции мирового качества. Причем не только холодильников, но и сложной бытовой техники.
Радует пищевая отрасль, которая ежегодно наращивает объемы произведенной продукции. Одно «Конти» чего стоит! А ведь успешно работают еще такие гиганты как «АВК», «Геркулес».
Помогают и инвесторы. Вкладывать деньги в Донецк становится не только прибыльно, но и престижно.
Людей стало меньше, а транспорта - больше
Если в начале 90-х, когда в мегаполисе проживало более 1,1 миллиона человек, на улицах было всего 17,8 тысячи автомобилей в сутки, то сегодня при 978,1 тысячи горожан машин выезжает уже 200 тысяч. «Пробки», конечно, случаются, особенно в районе «Золотого кольца», но зато практически нет нареканий на коммунальный транспорт. Его много и работает стабильно.
- Каждый день на улицы выезжает более 550 автобусов, троллейбусов, трамваев. Примерно столько же маршрутных такси. Толпы на остановках канули в прошлое, - продолжает городской голова. - Посмотрите, как одеты наши люди, на чем они ездят, на оснащение квартир. А ведь раньше в мебельных магазинах стояли годами в очередях, чтобы купить простенький гарнитур.
Теперь это, точно, не вопрос. В Донецке столько торговых центров, рынков и специализированных магазинов, что не найти чего-то просто нереально. Были бы деньги. С ними, кстати, тоже нет проблем.
- Кто хочет работать, тот найдет применение своим способностям, - уверяет Александр Лукьянченко. - Безработица у нас всего 0,7% и то связана с неправильной ориентацией в выборе профессии. Сейчас переизбыток экономистов, юристов и финансистов. А нехватка инженеров, критических менеджеров.
Туристов будем брать не стариной, а уникальностью
После тяжелых девяностых в упадке были дворцы культуры, хирели парки.
- Пришлось брать в коммунальную собственность более 3,5 миллиона квадратных метров жилья, от которых отказались министерства и ведомства, - продолжает Александр Алексеевич. - Всё привели в порядок.
43 Дворца, клуба и Дома культуры работают с полной нагрузкой. А занимается в них более 15 тысяч человек! Действуют четыре кинотеатра, музеи, театры. В столице края сохранили спортивные школы, модернизировали бассейны, возводят уже второй ледовый дворец. Здесь вырос прекрасный кафедральный собор, храмы. Парки стали не позором города, а его достопримечательностью. В том же им. Щербакова (признанным в прошлом году Ассоциацией работников парков лучшим в Украине) теперь имеются дельфинарий и океанариум. А реконструкция бульвара Пушкина, вызвавшая сначала негодование дончан, обернулась такой красотой, - с цветами, статуями и фонтанами, - что даже искушенные иностранцы диву даются.
Бульвар Пушкина сегодня просто загляденье!
- У нас появились места, которых нет не только в нашей стране, но даже за ее пределами: стадион «Донбасс Арена», Парк кованых фигур, цифровой планетарий, - перечисляет мэр. - Ко Дню города откроем вторую очередь музыкального парка, выставочную галерею современного искусства. В то время как раскрученные туристические центры - Италия, Испания, запад Украины - эксплуатируют историю, Донецк, которому всего 142 года, предлагает взглянуть на то, что было создано сегодня. Нами. Это гораздо труднее, но ведь и интереснее...
На прощание Лукьянченко сообщил журналистам:
- Ко Дню города мы введем в эксплуатацию детсад на 220 мест в спальном микрорайоне Текстильщик, а также жилой дом в Петровском районе.
А к концу года в Донецке заработают модернизированные аэропорт и железнодорожный вокзал.
Андрей Кривцун. Фото Ольги Кононенко.
Макеевка. Трамваи уничтожили, а медобслуживание улучшили
На 90-е годы пришелся упадок экономики города, и только в ХХI веке Макеевка начала обретать некую стабильность.
Если в 1991 году у градообразующего предприятия ГП «Макеев-уголь» было 24 функционирующие шахты, то осталось их всего девять. Из-за убыточности закрыта хлопкопрядильная фабрика, прекратил работу труболитейный завод.
Вследствие ничтожного финансирования к 2006 году осталось лишь два трамвайных маршрута с четырьмя вагонами. Пользоваться ими стали в основном пенсионеры. К тому времени состояние рельсов, которые не менялись около двадцати лет, и самого трамвайного парка стало просто опасным для перевозок. В итоге этот вид транспорта ликвидировали. Все выделяемые «Макэлектротрансу» средства идут на развитие троллейбусов. С 2002 года их количество увеличилось с шести до 25. Значительного развития достиг автотранспорт. За последнее десятилетие реконструировано три автостанции, практически достроен новый автобусный вокзал «Привокзальный».
Демографические показатели за этот период, конечно, значительно ухудшились. Если в 1991 году население Макеевки с пригородами составляло 470 тысяч человек, то сегодня - 397 тысяч.
А вот все лечебные учреждения, несмотря на постоянные кризисы, удалось сохранить. Но активно медицина развивается лишь с 2006 года. Значительно пополнился арсенал медицинского оборудования, были закуплены автомобили «скорой помощи», сделаны капитальные ремонты. В 2008 году начата реконструкция инфекционного отделения детского клинического медицинского объединения.
Геннадий Маноченко обследует недоношенного младенца
Одним из главных достижений Макеевки за эти двадцать лет можно считать открывшееся в 2009 году на территории горбольницы №3 отделение интенсивной терапии и реанимации новорожденных.
- Реконструкция ранее заброшенного здания была сделана всего за несколько месяцев, - говорит завотделением Геннадий Маноченко. - Здесь есть аппарат, позволяющий проводить ультразвуковое сканирование и определять точную клиническую картину, а также аппаратура для вентиляции легких. В основном сюда поступают недоношенные малыши с различными пороками развития.
В этом году будет сдана в эксплуатацию уже построенная детская молочная кухня, завершается модернизация железнодорожного вокзала. А вот проблемы окраин, по-видимому, останутся актуальными еще долгое время.
По материалам сайта Donbass.ua
На Форуме Донбасса работают #хештеги.
Правила Форума Донбасса | Наша медиа-группа: Технический портал | Доска объявлений | Донецкий форум | Наш Twitter
Правила Форума Донбасса | Наша медиа-группа: Технический портал | Доска объявлений | Донецкий форум | Наш Twitter
Вернуться в «Донецкая область»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость