Страница 1 из 1

Законодатель культа красоты

Добавлено: 18 авг 2012, 06:37
Капитан Блад
Законодатель культа красоты


Как Сергей Параджанов, армянин по происхождению, смог стать создателем украинского поэтического кино?



...Очевидно, для формирования художника имеет значение не только врожденный Божий дар (а он у Параджанова, по свидетельству тех, кто его лично знал, был на уровне гениальности), поэтическая натура, да и среда, в которой выкристаллизовываются сущностные представления о мире и отношениях человека с этим миром. Для армянина Параджанова им стала украинская среда, да еще и в эпоху нонконформизма, когда короткая «хрущевская оттепель» отступила под натиском монолитной тоталитарной системы, заставив украинских шестидесятников и всех, кто разделял их взгляды, мобилизироваться для длительного сопротивления. Параджанова можно назвать культовым не только благодаря тому, что в 1960 — 1970-х, да и далее, в 1970 — 1990-х он был магнетически притягательным для тех, кто задыхался в тисках запрещений и серости соцреализма и способен был оценить независимость мысли и полет художественной фантазии, ограненной благородным ощущением национальной самобытности. Да и потому, что он сам был законодателем культа — культа красоты, культа справедливости, культа импровизации. Первое (культ красивых вещей, природы, красивых людей, красивых отношений и жестов, культ красивых поступков, творения гармонии), очевидно, — от художественной натуры. Второе и третье — тоже, но не в меньшей мере и как реакция на удушающую советскую атмосферу. Справедливость — это ответ честного человека на несправедливость мира, какого бы происхождения она ни была (а в тех условиях — это составляющая нонконформизма в первую очередь). Но и импровизация, игра (Р. Корогодский называл его и драматургом, и актером, и музыкантом, и певцом, и художником широкого профиля, и дирижером, и балетмейстером, и психологом, и философом, и этнографом, и фольклористом, и знаменитым коллекционером, и ювелиром, и знатоком народного искусства одновременно) — это попытка доступными художественными методами разрушить железобетон того, что укладывалось в партийные директивы.


Так же культовым был для украинского шестидесятничества фильм «Тени забытых предков», признанный шедевром мирового кино.


И не только по своему художественно-образному, эстетическому уровню, но и по силе влияния на сознание украинского человека, усиленного, конечно же, протестной акцией 1965 г. на его премьере в кинотеатре «Україна», когда И. Дзюба сообщил об арестах украинской интеллигенции, а В. Чорновил призвал: «Кто против тирании, встаньте!» (эта акция, собственно говоря, и разделила шестидесятников на «тихих» протестантов и диссидентов).

http://www.day.kiev.ua/233496