Страница 1 из 1

Как пересечь линию разграничения в зоне АТО

Добавлено: 05 сен 2015, 14:32
MasteroN
Предлагаем вашему вниманию пошаговую инструкцию въезда-выезда в/из зоны проведения антитеррористической операции на Донбассе. Эта информация пригодится тем, кто планирует частные или деловые поездки в Донбасс, а также на ее оккупированную территорию, находящуюся под контролем террористических организаций "#ДНР" и "#ЛНР".
Типичный блокпост ВСУ в зоне АТО - zona_ATO_blockpost.jpg
Типичный блокпост ВСУ в зоне АТО

Ранее наиболее востребованный в Донецкой области контрольно-пропускной пункт (далее - КПП), находящийся в Курахово ("сектор Б"), был закрыт с июня, после серьезного обострения ситуации под населенным пунктом #Марьинка. Поэтому на данный момент въехать и выехать официально можно всего через два пункта:

1) КПП "Зайцево" (трасса Донецк – Горловка – Майорск – Зайцево – Артемовск, сектор "С");

2) КПП "Бугас" (трасса Донецк – Бугас – Волноваха – Мариуполь, сектор "Б").

Есть еще один пункт пропуска на юге области – КПП "Гнутово", больше известный, как Сектор "М". Однако территориально - это не самый эффективный вариант, к тому же пункт работает с перебоями из-за проведения боевых действий.

Положительный момент нынешнего "уплотнения" – отсутствие привязки пропуска к тому или иному сектору. Главное, чтобы вы были одобрены в электронном "Реестре разрешений на перемещение лиц в районе проведения АТО" Службы безопасности Украины. И тогда можно пересекать линию соприкосновения и через КПП "Бугас", и через КПП "Зайцево".

Готовимся к выезду из оккупированной территории

В сравнении с минувшим годом процесс проезда в зону АТО хотя и стал дольше по времени, но зато стал проще в плане безопасности.

Ряд дополнительных советов с учетом нынешней ситуации для более успешного въезда-выезда из зоны проведения АТО

— проверьте наличие паспорта, техпаспорта на авто. Если есть, берите бумажный пропуск – на нулевых украинских блокпостах его достаточно для проезда. Если у вас электронное разрешение, то распечатайте его (на сайте Реестра разрешений, через который вы подавали заявку, заходите в раздел "История подачи". Кликаете на номер заявки, и попадаете в расширенный ее вариант, в конце которого должно быть слово "Оформлена"). Если нет возможности распечатать, перепишите номер своей заявки (т.к. сейчас на блокпостах "ДНР" при въезде в "республику" требуют заполнять пропускные талоны, в которых нужно указывать ФИО пассажиров и номер пропуска в зону АТО каждого, а также госномер машины, время проезда);

— в выходные дни очереди на КПП значительно меньше, чем в будни. Вместо традиционных минимум 3-4 часов пересечение линии разграничения займет до 2 часов;

— все паспорта пассажиров во время пути на авто держите одной стопкой рядом с водителем (проверяющие начинают нервничать и вредничать, когда каждый из пассажиров индивидуально начинает протягивать им документы);
— при пересечении линии разграничения с ребенком до 16 лет, он должен быть внесен в ваш пропуск (главное – соответствующая фиксация в электронном Реестре разрешений). Не забудьте его свидетельство о рождении. Если ребенка сопровождает только один родитель (или бабушка с дедушкой) – обязательно должна быть нотариально заверенная (украинским нотариусом) доверенность. В принципе, если доверенность будет "липовая", то, скорее всего, ребенка провезете, т. к. пока на КПП такого рода документы через электронную базу не проверяют;

— если едете на авто и есть сумка-холодильник – берите, не прогадаете (и вода прохладная, и продукты не испортятся);

— имейте при себе шариковую ручку, так как вам самостоятельно придется заполнять пропускные талоны как на украинских блокпостах, так и на блокпостах "ДНР";

— бумажный пропуск или распечатку электронного разрешения на въезд в зону АТО сразу вложите в паспорт. Выньте из него иные "бумажки" (ИНН и пр.). Просто военные забирают паспорта на проверку (без вашего присутствия), процесс забора-возврата хаотичен, поэтому лишнего лучше в "корочках" не иметь;

— рассчитывайте, что в очередях при пересечении украинских контрольных пунктов только в одну сторону вам придется простоять от 3-4 часов. Запаситесь тормозком и обязательно питьевой водой. (На трассах нет ни магазинов, ни киосков. На мариупольском направлении местные жители продают пирожки, напитки, готовят чай, кофе. На артемовском направлении и этого нет). Также предусмотрите, что вам может понадобиться дополнительно – салфетки, стаканчики, пакеты для мусора (поскольку мусорные баки расположены лишь вблизи КПП) и прочее;

— учтите, что туалеты есть только на КПП, все остальное время справлять нужду придется в лесополосе или в подсолнуховом поле (это пока подсолнечник не собрали);

— ранним утром на трассах довольно прохладно, поэтому имейте и более теплую одежду, чтобы можно было во время ожидания прогуливаться вдоль очереди, разминая затекшие ноги;

— подумайте, чем вы себя будете занимать 3-4 часа в очереди (книги, сканворды и пр.);

— зарядите телефоны, ноутбуки, если есть – прихватите с собой внешние аккумуляторы. Проверьте наличие средств на мобильном счету, поскольку пополнить его будет негде;

— захватите мини-аптечку с обезболивающим, успокоительным, с препаратами с учетом своих хронических заболеваний;

— при больших задержках, некоторые на обочине стелют подстилки и принимают солнечные ванны. В жаркие дни подстилками можно накрыть авто, если нет иных приспособлений;

— путь до нулевых блокпостов часто идет по грунтовке, поэтому в очереди довольно частая картина – спущенные колеса авто. Да и на основных трассах в районах блокпостов то и дело можно нарваться на осколки от снарядов. В этом случае кроме запаски бывалые запасаются ремкомплектом для "запайки" проколов (а СТО, как вы понимаете, и близко нет);

— на трассах грязно и пыльно. Если для вас чистота обуви принципиальна, заранее положите "чистилку";

— если вы едете общественным транспортом, то позаботьтесь о чемоданах с "колесиками" или тележках-"кравчучках", так как придется ни раз пересаживаться с одного транспорта на иной, а где-то и пешком идти до километра (а при нестандартных ситуациях – до 10 км).

— планируйте свой график движения с учетом, что с 4 сентября в зоне АТО контрольно-пропускные пункты "Зайцево", "Бугас", "Гнутово" работают по зимнему графику: с 7:00 до 18:30 (в летний период было с 6 утра до 8 вечера).

Сегодня пересечение блокпостов (как украинских, так и сепаратистских) для обычных граждан нервозно, утомительно, но главное – безопасно. Но на всякий случай запаситесь экстренными номерами телефонов: контакты украинских координационных центров зоны АТО есть на сайте Реестра разрешений, с горячими линиями ведомств "ДНР" можно ознакомиться здесь. Также рекомендуется иметь бумажный список наиболее важных номеров телефонов (родители, близкие друзья, соседи).

Как Пересечь Линию Разграничения В Зоне АТО На Авто Через КПП "Зайцево"

Как все счастливые семьи счастливы одинаково и каждая несчастливая несчастна по-своему, так и контрольно-пропускные пункты "Зайцево" и "Бугас" имеют свои нюансы.

КПП "Зайцево" более удобен для пересечения (как автомобилем, так и автобусами) в сравнении с мариупольской трассой. Поэтому остановлюсь на этом направлении детальнее. Опишу маршрут из Донецка до КПП, кому в обратную сторону – легко смогут сориентироваться.

Наиболее безопасный путь из оккупированного Донецка на украинскую территорию на автомобиле идет по маршруту: Макеевка – выезд из Макеевки через микрорайон Зеленый – Харцызск – пгт Нижняя Крынка – поселок Коммунар – Ждановка (по краю города) – Енакиево (через город) – Горловка (Калининский район) – Майорск. Этот путь на авто ранним утром занимает примерно 1,5 часа. Можно вместо Енакиево ехать через Ясиноватую – по времени экономнее на 30-40 минут, но опять-таки из-за обстрелов путь более проблемный.

Совет: выезд из Донецка планируйте не раньше 4:30 утра. Несмотря на действующий до 6 утра комендантский час, по утреннему Донецку (по крайней мере, по Ворошиловскому и Калининскому району) можно проехать без проблем. А вот блокпост "ДНР" в Макеевке открывается в 5 утра и до этого времени вас просто не выпустят.

ак въехали из Карло-Марксово в Горловку (справа – соответствующая стела, слева – автозаправка), держите путь по ул. Горловская дивизия, до самого ее окончания. Главное, не пропустить поворот на ул. Кузнецова-Зубарева (ориентир – слева остатки некогда крупного оптового рынка).

Если дальше по правой стороне у вас будет горбольница с приметной надписью на здании "Поликлиника", а слева тянется искалеченный временем и обстрелами машзавод, значит, вы двигаетесь правильно. Затем въезжаете на мост – и далее по ул. Маршала Пересыпкина. Следующий ориентир справа – не работающий супермаркет "Амстор" c яркой вывеской "Comfy". Здесь развилка, вам – прямо и прямо. Как доедите до стелы-указателя ЦОФ "Узловская", сворачиваете налево – на ул. Бориса Макухи. Проезжаете "Никитовский рынок".

Вот здесь важно держаться легковых авто, практически все они едут на КПП. Центральный мост по ул. Бориса Макухи взорван в июле прошлого года, поэтому вереница машин перед ним сворачивает налево на неприметную грунтовую трассу и пересекает "запасной" мост.
После моста проедите блокпост "ДНР". В основном при выезде с территории "республики" здесь особо не досматривают, максимум – попросят предъявить документы. Если же въезжаете, то и багажник проверят, и личные вещи могут просмотреть, и талон на въезд заполнят.

Как только поток машин остановился, значит, вы достигли цели. Вы в очереди №1 к украинскому блокпосту у поселка Майорск, который, как и все остальные БП на подконтрольной территории, открывается с 4 сентября в 7 утра.
Если в салоне есть ребенок до 2 лет, беременная женщина, инвалид, старики за 80 или человек с острой болью, то ваше авто попадает в разряд "льготников". Можете смело ехать вперед: на всех украинских блокпостах действуют две очереди – льготная и обычная. В основном одну льготную машину пропускают спустя пять рядовых.

Если же вы из "простых смертных", то в очереди на Майорский блокпост вам придется простоять от одного часа до двух. Доезжаете до блокпоста: здесь "на глаз" проверят ваши паспорта, бумажный пропуск (или распечатку электронного), техпаспорт на машину. Также попросят открыть багажник, если будут какие-то подозрения, могут досмотреть более детально. В Майорске (сколько мне приходилось проезжать) по электронной базе документы не пробивают, эту процедуру оставляют для КПП "Зайцево". В принципе, процесс проверки здесь занимает 5 минут, и вы получаете бумажный талончик на проезд, в котором проверяющий вписывает число пассажиров, остальные данные (номер машины, время проезда) заполняете сами.

Далее минут 10-15 вы мчитесь по полупустой трассе до новой очереди № 2, стоящей непосредственно на КПП "Зайцево". (Когда КПП "Зайцево" закрыто, то на этой трассе военные вас направят налево – на КПП "Курдюмовка"). В очереди № 2 можно простоять полтора-два часа, как повезет. Опять-таки для льготников (см. выше) более свободный проезд.

Как только вдоль трассы начнут появляться мусорные баки, значит, вам до КПП осталось минут 40-50. Появились биотуалеты и пункты с бесплатной питьевой водой – ждать минут 20-30.

Непосредственно на КПП "Зайцево" досмотр более тщательный, но уже отработанный и поэтому не занимает более 10 минут. Если же заберут паспорта, чтобы пробить по электронной базе, то процесс растягивается до получаса. (Но, коль вас не окажется в "Реестре разрешений на перемещение в зоне АТО", то все проведенные 3-4 часа в очереди насмарку). После удачного прохождения всех процедур на КПП "Зайцево" вы отдаете свой талончик, который получили в Майорске, и о, счастье, – свободно можете держать путь дальше по Украине.

Выезжая за КПП, вы двигаетесь вдоль такой же многокилометровой вереницы машин, стоящих в обратную сторону, невольно оценивая длительность своего возвращения. А обратный путь такой же: КПП "Зайцево" плюс досмотр и талон на проезд – блокпост "Майорск", отдаете талон – блокпост "ДНР" с досмотром и заполнением талона на въезд в "республику".

Что касается вечернего пересечения линии разрграничения. Украинские блокпосты с 4 сентября работают до 18:30. Но мой опыт пересечения был связан с прежним графиком, с закрытием в 20:00, поэтому опишу его. Украинские блокпосты закрываются в 20:00. Все пытаются успеть вернуться или выехать, поэтому очереди к вечернему времени собираются еще больше, чем в утренние часы. Стойте в очереди до упора, авось – это именно то, что здесь срабатывает. Примерно в 19:50 пограничники на авто проезжают вдоль очереди, прикидывают, сколько машин успеют пропустить. Остальным говорят разворачиваться или они останутся ночевать в поле. Но сразу не уезжайте. По собственному опыту – перед нашим авто "провели роковую черту", но за эти 10 минут через КПП пропустили больше машин, чем предполагалось. Потом начинаете канючить, умолять. Чаще всего срабатывает. Важно – все паспорта и пропуска держите одной стопкой, не задерживайте проверяющего и себя. Он вам быстро в окно авто всунет талон на проезд, вы его уже сами заполните в пути до следующего блокпоста. Мы получали свой заветный талончик и в 20:20, а в 20:30 пересекали "выездной" блокпост. В нашем случае "авось" сработал.

Важно: если вы получили талон, то 100% вас пропустят на следующем украинском блокпосту, и тем самым проедете весь контрольно-пропускной путь. Между КПП (в нашем случае "Зайцево") и блокпостом (в нашем случае "Майорск") ночевать не оставляют. (Блокпосты "ДНР" работают до 22-23 часов в зависимости от точки, поэтому дальше их проехать успеете).

Ну, а уж если не успели, значит, такова судьба… В этом случае нужно дополнительно предусмотреть нюансы для ночлега (питание, питье, надувные подушки, чем укрыться, фонарики для похода в лесопосадку или поле по нужде). Возвращаться в ближайший населенный пункт и оставаться в гостинице или на съемной квартире значит, что утром вы будете не в первой десятке автомобилей в очереди, а опять за сотню. Ночевать в поле, конечно, неприятно. Тем более, что в районе блокпостов в ночное время (иногда и в утреннее) начинаются провокационные перестрелки. Но если что-то пойдет не так, вас всегда предупредят военные. Знайте, вы в поле не один, с вами еще такие же "бедолаги" в автомобилях, а также воины с КПП, которые всю ночь дежурят вдоль спящей очереди для проверки и предупреждения провокаций.

Если хотите ускорить время пересечения линии разграничения – пользуйтесь общественным транспортом. Есть два варианта – с так называемым "пешим переходом" и без пересадок.

Пеший переход

С июня все официальные рейсовые автобусы, что со стороны Украины, что со стороны "ДНР", доезжают до первого украинского блокпоста или КПП и высаживают пассажиров. Также до блокпостов можно воспользоваться услугами частных перевозчиков. Например, стоимость на частном микроавтобусе "Донецк – Майорск" составляет 100 грн. Микроавтобусы этих же перевозчиков ожидают у блокпоста пассажиров с иной стороны и довозят до нужного города уже на территории "ДНР".

Далее вы становитесь в очередь в примерно 200 таких же пассажиров и ждете муниципальный автобус. Между КПП "Зайцево" и блокпостом "Майорск" циркулирует 2-3 таких автобуса. Проезд 25-30 грн в зависимости от вместимости транспорта. Переехали пропускную зону, с другой стороны вас ждет масса маршруток и стыковочных автобусов, которые довезут вас до необходимого города. Путь "Майорск" – "Зайцево" (до 8 км) можно и пешком пройти, но таких желающих уже нет.

Также у блокпостов дежурят до десяти частных легковых авто, которые готовы вместо муниципального автобуса провезти между блокпостами за 100-150 грн с человека. У большинства таких авто наклейки, что "за рулем инвалид" (указывает на "льготность", по которой он мотается туда-сюда без очереди).
Проезд без пересадок. Согласно последним правилам СБУ, линию разграничения может пересекать легковой транспорт до 8 посадочных мест. И в этом случае в фаворе минивены, предлагающие проезд без пересадок между городами подконтрольной и неподконтрольной территорий. Например, стоимость "Донецк – Славянск" с пересадкой на блокпостах составляет 250 грн, а без пересадки – 350 грн. Время в пути с пересадкой займет около 5 часов, без пересадки (минивен стоит во льготной очереди) – 6-7 часов. В мирное время путь на авто по маршруту "Донецк – Славянск" занимал до 2 часов, на рейсовом автобусе со всеми остановками можно было доехать за 3,5 часа. Но это, увы, пока в пошлом...

Есть предложения и по дальним рейсам. Вот "Донецк – Киев" с пересадкой на блокпостах (на обратной стороне ждет конкретный автобус этой же фирмы) у частных перевозчиков стоит до 1000 грн. А вот без пересадки уже 1500 грн.

Особенности КПП "Бугас" (Волноваха, мариупольское направление)

Помните выше приведенную фразу, что КПП "Зайцево" более удобен для пересечения линии разграничения в сравнении с мариупольской трассой? Насладились нюансами проезда по артемовской трассе? Так вот, проезд в мариупольском направлении через КПП "Бугас" – это то же самое, что и через "Зайцево", только отрицательные нюансы умножайте на два:

— время в автомобильных очередях на нулевом блокпосте и КПП занимает в среднем 4-5 часов. Очень часто одно из направлений (или на въезд, или на выезд) закрывают на полдня, причин не объясняют. Именно на мариупольском направлении чаще всего ночуют под открытым небом. И это несмотря на то, что мариупольская трасса четырехполосная (по две в каждом направлении), а артемовская – по одной полосе в каждом;

— биотуалетов (как на КПП "Зайцево") здесь нет, люди ходят в посадку. Таблички "мины" установлены не везде, разминирование полностью не произведено, поэтому только за это лето шесть подорвавшихся мирных жителей. Просто отошли "в кусты";

— выезжая через КПП "Зайцево" можно спокойно доехать до Краматорска, Константиновки, Красноармейска, все свои дела решить и назад в этот же день в Донецк вернуться. Если едешь через КПП "Бугас", то бронируешь ночь в Мариуполе, за день туда и обратно проехать не получается (ну, наверное, кроме воскресенья);

— свалки мусора вдоль лесопосадки (если на трассе к КПП "Зайцево" именно мусор, то здесь свалки – от бутылок, продуктов питания до использованных памперсов и средств личной гигиены). Проезжая вдоль мариупольской трассы до КПП не увидела ни одного мусорного контейнера;

— между нулевым блокпостом и КПП "Бугас" пеший проход запрещен категорически. Муниципальных автобусов между блокпостами нет. Стыковочных автобусов, которые смогли бы вас подхватить на обратной стороне, не видела. Нужно умолять попутные авто взять вас для пересечения запретного участка трассы, никакие мольбы военным сердце не смягчают;

— если на артемовском направлении более четырех точек бесплатного забора питьевой воды, то на мариупольском две (по одному в каждом направлении);

— что касается человеческого фактора. Может, это личные впечатления, но украинские военные на КПП "Зайцево" намного человечнее, нежели на мариупольской трассе. Может, сказывается объем потока, жаркое южное направление. Но и на "Зайцево" могут фыркнуть, но потом извинятся: поймите, по восемь часов на солнцепеке, нервы, домой хочется… И вообще, если к ним по-человечески, то и они со всей душой. А под Волновахой вроде бы такие же парни, и также радуются холодной минералке из автохолодильника, и от сигарет не откажутся. А дедушка лет за 80 стоит, плачет, просит пустить пешком пройти, живет в соседнем селе. Не пускают, требуют проситься в проезжающий автомобиль. А ни один автомобиль дедушку официально взять не может, потому что у всех в талонах, выданных на нулевом блокпосту, уже указано четкое количество пассажиров. Берем дедушку на свой страх и риск, и при выезде на блокпосту долго объясняем, что и почему, просим связаться с КПП – сначала нервы, полчаса простоя, полный досмотр авто, и потом (не связываясь с КПП) пропускают со старичком в салоне. Думали, что у дедушки приступ будет. Но, говорит, привык. И советует не обижаться на "мальчиков" – все от смены зависит.

На мариупольской трассе процесс въезда в зону АТО жестче (кто-то скажет – серьезнее, профессиональнее). В том числе и первый блокпост боевиков "ДНР", оснащенный по всем принципам полного КПП. Это вам не блокпост "ДНР" на Майорске. Здесь и мощные ограждения, и вооружение, и обмундирование, как в лучших блокбастерах. Пересекаешь и понимаешь – здесь "не забалуешь", шуточки и местные отговорочки не пройдут. Вы должны быть готовы, что имеете дело с подготовленными спецслужбами, реагирующими вплоть на "вздергивание брови".

Единственный плюс мариупольского направления – развернутая частная (не цивилизованная) торговля из багажников, "с земли", в палатках. Но это именно из-за главного минуса – долгих по сравнению с КПП "Зайцево" очередей и более частых ночлегов в поле. Первое, второе, третье, пирожки, пиццы, чебуреки, чай, кофе… Примечательная точка – пакетный чай за 5 грн/стаканчик из латунного самовара 1891 года выпуска (кочегарят реально на шишках и дровах, без сапога, но с трубой).

Кому выгодно ехать через КПП "Бугас", так это льготникам. В принципе, как и через КПП "Зайцево". Поэтому, сегодня в Донецке знакомые с детьми до 2 лет – "на вес золота", и мамочкам детские выплаты нужно получить, и в украинских профессиональных медцентрах проконсультироваться, и водитель с иными попутчиками в выгоде – без очереди проезжают.

В принципе, есть частники (у которых свои договоренности на блокпостах с условием льготной очереди), которые вывезут вас из Донецка в тот же Мариуполь и вернут в этот же день обратно. Но здесь стоимость проезда в оба конца 500-700 грн с человека.

Въезд в зону АТО из России

Введение контрольно-пропускного режима декларировалось ради недопуска на территорию Украины всякого рода сепаратистов, террористов и провокаторов. Но они как ездили "по надобностям", так и ездят. У многих есть пропуска для пересечения линии разграничения, и они пользуются выше описанными способами. Соцсети продолжают кишеть вариантами въезда в Украину без пропуска в обход официальных блокпостов.

Также выехать в Украину из оккупированной российскими боевиками территории без пропуска, как и раньше, можно через Россию. Граница между РФ с Донецкой и Луганской областями открыта. Поэтому тот же Донецк обклеен объявлениями о перевозках в Ростов (цена билета без блокпостов, многочасовых очередей, нервотрепки всего 250 грн, 3 часа – и вы в Ростове), а там уже самолетом (около 1000 грн, 1,5 часа лету) в Украину. А теперь сравните цену на автобусный маршрут "Донецк – Киев" за 1500 грн без пересадки, но с досмотром и очередями на блокпостах, с наличием пропуска, со временем в пути до 22 часов.

А вот полный автобусный рейс "Донецк – Ростов – Харьков" без пропусков стоит 700-900 грн. Чтобы избежать штрафа за незаконное пересечение границы (ведь выезда из Украины через официальный таможенный пункт нет), перевозчики ждут "свою" смену пограничников. С учетом договоренностей по базе проводят мнимый выезд из Украины в РФ, и через 30 минут – "возвращение" пассажиров.

Поэтому риторический вопрос – кому мы делаем больно со всей этой системой? Главное, понятно, кому мы делаем приятно…

Инструкция "как пересечь линию разграничения в зоне АТО" была опубликована по материалам журналиста Ларисы Лисняк, специально для телеканала "112", Украина