Страница 1 из 1

Веласкес

Добавлено: 29 май 2012, 16:36
Капитан Блад
Картина Диего Веласкеса «Менины, или семья Фелипе IV» написана около 1656 года и считается одной из лучших его работ. Но что в ней такого интересного?

Общепринято считать, что изображен некий рабочий момент написания парного портрета королевской четы, прерванный появлением маленькой инфанты со слугами. Предполагается, что позирующие король и королева отражаются в зеркале на стене напротив, а в роли художника выступает сам Веласкес…

Остановимся. О том, что здесь есть позирующая королевская чета, мы делаем вывод по ее отражению в зеркале. А давайте на какое-то время о зеркале забудем, как бы прикроем его занавеской. Сцена приобретет несколько иное звучание, на мой взгляд – более реалистичное. Обратим внимание: маленькая инфанта выглядит так, как если бы она сама стояла перед зеркалом. И фрейлина, делающая книксен, тоже. И художник смотрит на своих героев вроде как через венецианскую диковинку. Так почему бы нам не задаться вопросом: «Может, и впрямь все эти люди пришли полюбоваться не на королевскую пару, а на собственное зеркальное отражение?» Но тогда неизбежен и другой вопрос: а король с королевой? Они здесь причем?

По поводу присутствия в комнате венценосной пары возникают сомнения и по другой причине. Как это может быть, что правитель оказался низведен до уровня наблюдателя за своими домочадцами? Ведь в результате появился не его портрет, а их, причем вроде как его же глазами. Это какая-то нелепость.

Между тем, подобные композиции в живописи уже встречались. Достаточно вспомнить Пармиджанино и его картину «Мистическое обручение Святой Екатерины» (1527). О ней мы, кстати, когда-то говорили.


http://www.diletant.ru/blogs/1243/1997/