Законна ли блокировка телеканалов ZIK, «112 Украина» и NewsOne: что говорят юристы, эксперты и политики?

Евгения Луценко, фото
Евгения Луценко
Против Тараса Козака, народного депутата от «Оппозиционной платформы — За жизнь» и соратника Виктора Медведчука 2 февраля ввели санкции. Под ограничения попали b восемь компаний, которые владеют телеканалами ZIK, «112 Украина» и NewsOne. Сейчас эфир этих телеканалов заблокирован. Законна ли такая блокировка — объясняют юристы, эксперты и политики.

Что говорят юристы?

Юрист Института массовой информации Роман Головенко рассказал, что в указе президента не хватает мотивировки для применения санкций.

«Можно предполагать, например, контроль со стороны РФ над этими телеканалами, но это пока предположения. Если говорить об их контенте, то нарушений (предвзятости) там хватало, но оценку им должен был давать Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, который не работал системно в этом направлении, как того требовала ситуация», — объясняет Головенко.

Медиаюрист Людмила Панкратова говорит, что закон о санкциях формально соблюден. Да, закон касается в основном иностранных лиц, но также есть пункт о «других лицах, осуществляющих террористическую деятельность».

«То есть это может касаться и украинских граждан. Конечно, эту террористическую деятельность должен бы был доказать суд в случае наших граждан, но в законе это прямо не написано. С точки зрения юриста — закон о санкциях формально соблюден», — говорит Панкратова.

Теперь, по ее словам, государство должно обосновать, что конкретное лицо или каналы ведут террористическую деятельность.

«Государство достаточно грубо вмешивается и отключает каналы. У нас действует Нацсовет, который за грубые нарушения обращается в суд. Государство теперь должно доказывать, что это было правомерно и пропорционально», — отмечает юрист.

Кроме того, решение СНБО может быть обжаловано в Верховном суде в административной палате. В 2018 году в Верховном суде оспаривали санкции против самопровозглашенного главы Крыма Сергея Аксенова, тогда суд отказал в удовлетворении жалобы. В то же время сейчас Украина не имеет доступа к аннексированному Крыму и самому Аксенову.

читайте также
Владельца «112 Украина» и NewsOne Козака допросили по делу о финансировании терроризма

Кто за блокировку?

Пресс-секретарь президента Юлия Мендель заявила, что решение о санкциях «разработано в законодательном поле Украины». По ее словам, блокировки телеканалов ZIK, «112 Украина» и NewsOne «не имеют ничего общего с наступлением на свободу слова».

Эти телеканалы давно забыли, что такое журналистские стандарты, проверка фактов или освещение по крайней мере двух точек зрения. «Вместо этого они превратились в инструмент пропаганды, который используется в интересах государства-агрессора, нарушившего суверенитет и государственные границы Украины. Уже даже подтверждено финансирование этих каналов из России. Эти медиа стали одним из инструментов войны против Украины, поэтому заблокированы с целью защиты национальной безопасности», — написала Мендель.

Владимир Зеленский написал короткое сообщение о санкциях. Он уверяет, что Украина «поддерживает свободу слова, но не пропаганду, которую финансирует государство-агрессор».

Глава Службы безопасности Украины Иван Баканов также заверил, что решение СНБО не ограничивает свободу слова, а защищает территориальную целостность Украины.

«Существует большая разница между свободой слова и откровенной антиукраинской риторикой. Свобода слова заканчивается там, где появляются признаки посягательства на территориальную целостность и суверенитет Украины», — отметил он.

Поддержал санкции и блокировку телеканалов министр культуры и информационной политики Александр Ткаченко. По его словам, решение о санкциях «давно вызревало в обществе».

«Хочу предупредить: эти телеканалы — не обычные телевизионные вещатели. Это, по сути, иностранная пропагандистская машина, которая была сформирована в Украине и косвенно профинансирована Москвой, где о свободе слова уже давно не идет речь, а отдельные журналисты стали солдатами Кремля», — заявил министр.

Пятый президент Украины и народный депутат Петр Порошенко поддерживает санкции и называет заблокированные телеканалы «орудием российской информационной войны против Украины». Он также объяснил, почему постановление о санкциях внесли в Верховную Раду еще в 2018 году, но не приняли при каденции Порошенко.

«Причина заключается в том, что оно [постановление] наложилось на начало избирательной кампании. Закрытие каналов во время выборов создало бы фундаментальную проблему с их признанием как честных и прозрачных. Мы отложили это на послевыборный период. Но выборы выиграл господин Зеленский», — написал политик.

Кто против блокирования?

Глава Национального союза журналистов Сергей Томиленко называет блокировку телеканалов без решения суда наступлением на свободу слова.

«Политическая принадлежность украинских владельцев зарегистрированных в Украине СМИ — не преступление... Мы осуждаем физические атаки на журналистов в Украине, боремся с системной безнаказанностью и против разделения журналистов на "правильных" и "неправильных"», — отметил глава союза.

Спикер Верховной Рады Дмитрий Разумков во время заседания СНБО воздержался от голосования за санкции. Свое решение он объясняет тем, что санкции «необходимо вводить против тех, кого нельзя наказать здесь [в Украине]: это иностранные государства, иностранные субъекты хозяйствования вне возможностей украинских правоохранителей».

По словам политика, те, кто финансирует терроризм, должны нести ответственность в соответствии с законами: должно быть ходатайство к генпрокурору, подозрение, а суд должен принять решение, было финансирование терроризма или нет.

Народный депутат от ОПЗЖ и глава парламентского комитета по свободе слова Нестор Шуфрич также не согласен с санкциями. Он считает, что ограничения «вызывают возмущение, и демонстрируют страх власти перед украинцами».

Другой депутат от ОПЗЖ Вадим Рабинович во время заседания парламента заявил, что фракция инициирует импичмент Владимиру Зеленскому из-за блокировки телеканалов.

В то же время член и секретарь НСЖУ Валерий Макеев в комментарии hromadske назвал ситуацию «очень неординарной», не имеющей однозначного ответа: ведь с одной стороны СНБО должен защищать государство, а с другой — должна быть свобода слова и демократия. В то же время он подчеркнул, что нет однозначного ответа, является ли блокировка нарушением свободы слова, поскольку нужно учитывать политические требования, существующие в государстве.

«Стала ли Украина менее демократичной от этого? Как человек я так не думаю, как секретарь НСЖУ — есть определенные признаки нарушения, двойной трактовки демократичности этого решения», — сказал Макеев.

Кроме того, на вопрос, может ли решение СНБО потенциально угрожать другим журналистам, Макеев говорит, что такое возможно. По его словам, если не будет публично объявлена «железная аргументация» решения, то проблема блокировки может коснуться и других телеканалов, которые, например, могут быть в оппозиции к власти и т.п.

читайте подробнее о том, какие санкции ввел СНБО
Зеленский ввел санкции против «правой руки» Медведчука Козака и его каналов ZiK, «112 Украина» и NewsOne


Поделиться: